Организация возврата масла в компрессор
Устойчивую циркуляцию масла в системе с целью постоянного возврата масла в картер компрессора обеспечивают следующие мероприятия:
- установка испарителя выше компрессора;
- верхняя подача жидкого хладагента в испаритель;
- уклон всех трубопроводов 1-2 % в сторону движения хладагента;
- превышение скорости движения хладагента над скоростью витания масляных капель;
- наличие теплообменника;
- правильное присоединение компрессоров и аппаратов к магистральным трубопроводам;
- перепуск масла из теплообменника в картер;
- отбор маслохладоновой смеси из испарителя и направление ее в теплообменник.
Возврат масла выполняется различно в зависимости от конструкции испарителя.
Проще всего это решается в незатопленных испарителях змеевикового типа с верхней подачей. Испаритель располагают выше компрессора, всасывающий трубопровод имеет уклон в сторону компрессора. При последовательной установке нескольких хладоновых батарей целесообразно подтапливать все батареи, кроме последней.
При прохождении пара через теплообменник происходит дальнейшее отделение масла. Масло выкипает из раствора и, попадая в компрессор, стекает в картер. В некоторых установках предусматривают специальную линию перепуска масла, оседающего в теплообменнике, в картер.
При необходимости установки испарителя ниже компрессора устраиваются маслоподъемные петли, в которых масло накапливается и пульсирующим потоком подается в компрессор.
Несколько сложнее происходит возврат масла из кожухотрубных затопленных испарителей. После монтажа масло заправляют до заполнения системы хладоном в количестве, предусмотренном заводской инструкцией, а при ее отсутствии — 8—12 % к массе заправляемого хладона. В компрессор масло заправляют до 2/3 высоты смотрового стекла, остальное масло через манометровый штуцер засасывается в испаритель. В процессе заполнения системы хладоном и при дальнейшей работе установки масло из испарителя поступает в компрессор, налаживается циркуляция масла в системе.
Из кожухотрубного испарителя капли масла выносятся вместе с парообразным хладагентом. На некоторых крупных хладоновых установках применяют отбор масла из верхнего слоя кипящей жидкости. Вместе с жидким хладагентом масло направляется в теплообменник, где масло отделяется от пара.
Для того чтобы не допустить скопления масла в трубопроводах неработающих компрессоров и неработающих аппаратов, присоединение их к магистральным трубопроводам производится сверху с загибом труб по ходу движения хладона.
Для равномерной раздачи масла, возвращающегося в картеры компрессоров, предусматривают объединение всех картеров уравнительным трубопроводом. Однако современной тенденцией является переход к автономным хладоновым агрегатам, обслуживающим отдельные испарительные системы.
В процессе эксплуатации хладоновой установки недостаток масла в компрессоре может быть при недостатке хладона в испарительной системе и закупорке или малом открытии регулирующего вентиля. НИЗКИЙ уровень масла в картере компрессора чаще всего свидетельствует об уносе масла в систему и нарушении возврата масла в картер. Серьезной ошибкой при эксплуатации холодильных установок является периодическое пополнение картера хладонового компрессора маслом при отсутствии заметных утечек масла из системы.
Утечки масла в виде подтеков на трубопроводах свидетельствуют о значительных потерях хладона, масла при этом уходит крайне незначительное количество. Периодическое пополнение установки маслом приводит, в конечном счете, к переполнению им испарительного узла. При замеченном уменьшении уровня масла в картере компрессора следует искать причину этого в невозврате масла в картер.
Надежный возврат масла происходит при выходе из испарителя влажного пара, а подсушивание и перегрев пара — в теплообменнике. При неправильном регулировании ТРВ, пропускающем малое количество хладона в испаритель, засорении или замерзании влаги в ТРВ нарушается возврат масла в компрессор вследствие выхода из испарителя перегретого пара. Для бесперебойного возврата масла скорость хладагента в трубопроводах должна быть не ниже 4—5 м/с.
Применение маслоотделителей. Маслоотделители устанавливают в хладоновых установках, когда нормальная циркуляция масла в них затруднена.
Это может быть связано с тем, что испаритель располагается значительно ниже компрессора и возврат масла в картер затруднен из-за большой высоты всасывающего трубопровода.
При большой протяженности фреоновых трубопроводов во избежание больших гидравлических потерь скорость хладагента уменьшают (ниже 4—5 м/с) путем увеличения диаметра трубопровода. К уменьшению скорости движения хладагента может привести также отключение части работающих компрессоров или уменьшение их производительности. В этих случаях целесообразна установка маслоотделителя с автоматизированным возвратом масла в компрессор.
В двухступенчатых хладоновых компрессорах целесообразно устанавливать маслоотделители после каждой ступени с целью возврата масла именно в данную ступень.